celtikk (celtikk) wrote,
celtikk
celtikk

Category:

Метро: Восток против Запада. Часть 1: Метро в Париже

Обычно мои рассказы о поездках полны восторга, но не все коту масленица. Сегодня я буду ругаться, плеваться и даже немножко негодовать 8) Парижское метро достойно отдельного повествования. А заодно вспомним о метро Токио, о котором я так и не рассказала.
На масштабный, практически полезный и, тем более, объективный обзор не претендую, все нижеизложенное – исключительно мое глубоко субъективное впечатление.

Часть 1: Парижское метро
Парижский метрополитен – один из старейших в мире. Название chemin de fer métropolitain, что означает "столичная железная дорога", стало основой для так хорошо знакомого нам слова "метрополитен". Сегодня парижское метро насчитывает более 300 станций и 14 "больших" линий, а по загруженности занимает второе место в Европе после московского.

Пересечений между станциями огромное множество, что несет как удобства, так и неудобства для пассажиров. С одной стороны, неподготовленному человеку (коими чаще всего и являются туристы) бывает непросто разобраться, где в системе координат они находятся и как с наименьшими потерями добраться до нужного места. Бывает, что приходится делать по две-три пересадки, что не слишком удобно. С другой стороны, станции метро рассредоточены по городу достаточно плотно, не нужно вышагивать километры от одной станции до другой.
 
Например, вот так выглядит маршрут от станции Сэн-Жак, рядом с которой располагалась наша гостиница (вообще-то, совсем не у черта на куличках), до станции Лувр. Расстояние совсем небольшое, но из-за того, что ветки пересекаются неудачно, получается большое количество пересадок.

Кстати, здорово помогают ориентироваться в пространстве мобильные приложения. Конечно, можно воспользоваться и бумажной схемой, но в таком случае придется потратить пару лишних минут, чтобы разобраться с переплетением линий и пересадками. Мобильные приложения - настоящее спасение для туристов!

Иногда станции метро спрятаны так хитро, что можно запросто их проскочить, не заметив. Мы привыкли, что заветную букву «М» видно издалека, главное – следовать к ней. В Париже это не всегда так. Некоторые станции отмечены скромной неприметной синей буковкой, которую едва видно.


Некоторые входы представляют собой просто внезапный спуск под землю, ничем не обозначенный – ни знаком метро, ни павильоном – просто «дырка» в земле и неизвестно куда ведущие ступени. Вот попробуй догадайся, что это за станция. На пару таких станций мы попадали поздней ночью, когда даже спросить было некого. Но в итоге разобрались.

Иногда станции метро можно узнать по вот такой вывеске:

Фото взято отсюда: http://bookeanarium.livejournal.com/106360.html

Как видите, название станции - Abbesses - спряталось под козырьком так, что снаружи его совсем не видно. Приходится проявлять внимательность.

Итак, вы зашли на станцию метро. Первая ваша задача - купить билет. Сделать это вы можете в кассе, если говорите по-французски, либо с помощью автомата.

В большинстве автоматов, к счастью, предусмотрено несколько языков, в том числе английский. Сколько поездок приобрести, куда вставить монеты или купюры, где забрать билет - разобраться довольно легко, с этим трудностей не возникнет. Важно: обязательно сохраняйте билет в течение всей поездки, так как он понадобится вам на выходе.

Итак, билет куплен, теперь нужно пройти через турникеты, выглядят они довольно устрашающе.

Фото взято отсюда: http://byv7.livejournal.com/
Проход достаточно узкий, при этом вам нужно толкать довольно тугую створку, не забыв захватить билет, который выскочит из прорези, отметив ваш вход. Если вы обладаете крупными габаритами или у вас с собой какие-то вещи, то придется протискиваться. Например, наличие обычного небольшого рюкзака за спиной и сумки с фотоаппаратом уже доставляет неудобства при проходе, не говоря уже о целом чемодане, если вы решите добираться от аэропорта на метро.

А теперь я, как и обещала, буду негодовать и возмущаться, ибо насколько прекрасен Париж, настолько чудовищно его метро. Дело в том, что метро во французской столице не только действительно старое, но и неухоженное. После московского метро с похожими на музей станциями контраст особенно силен.
Здесь вы не увидите ни мозаик, ни мрамора, ни статуй - ничего, кроме не слишком новой плитки или простой краски.
На некоторых станциях темновато, вечером здесь несколько неуютно. Если вы устали после длительной многокилометровой прогулки, приготовьтесь, что присесть и передохнуть в ожидании поезда вам удастся не везде.

В отличие от московского метро, где платформа находится между путями, идущими в разных направлениях, в Париже, наоборот, пути делят станцию на две платформы. Об этом нужно помнить при входе на станцию, так как, ошибившись со входом, вы можете ненароком уехать в совсем не нужную вам сторону.

Самое яркое впечатление, которое у меня осталось от парижского метро и которого лучше бы не было, - это запах. Да, в метро пахнет чем-то вроде отбросов, причем весьма ощутимо. Это амбре будет преследовать вас абсолютно везде. Сами станции, в целом, относительно чистые - во всяком случае, явного мусора вы не заметите, но отбросами пропахло, кажется, все. Я, в целом, не слишком хорошо ощущаю запахи, однако на этот раз вонь была настолько сильна, что даже мой нечувствительный нос заставлял меня проходить десятки километров пешком, лишь бы не спускаться под землю. Неожиданно, правда?
Фото взято отсюда: http://www.franciaguia.com/transporte-en-francia/

Поезда, кажется, почти ровесники самому метрополитену. Сиденья расположены не вдоль стен вагона, как у нас, а рядами - как в автобусе, что сильно ограничивает объем свободного пространства и возможность перемещения внутри вагона. Прямо рядом с дверьми расположены откидные сиденья, что также затрудняет вход и выход пассажиров. Кроме того, двери в вагонах не автоматические. Чтобы их открыть, нужно нажать кнопку либо покрутить непривычного вида рукоятку.
Информационное табло с названиями станций в разных направлениях. Значок RER указывает на пригородные электрички.

Сеть RER хорошо развита, ее поезда ходят не только по пригородам (например, поезд RER доставит вас в аэропорт Орли или в Версаль), но и по самому Парижу, а ее линии пересекаются с метрополитеном во многих местах. Удобно, что в пределах Парижа на метро и RER действует один билет. Сложность в том, что у каждой линии есть несколько конечных станций, а некоторые поезда могут на одних станциях останавливаться, а другие пропускать, при этом через одну платформу могут проходить поезда разных линий RER. Поэтому, чтобы не уехать в неправильную сторону, нужно очень внимательно следить за всеми указателями и табло. Кстати, у RER есть двухэтажные поезда. Пусть старые и не слишком чистые, но все же двухэтажные - экзотика! 8)




Переходы между станциями также не оставили у меня положительных воспоминаний. Во-первых, система коридоров достаточно запутанна, ответвлений и закоулков великое множество. При этом навигация по метро не отличается простотой, поскольку указатели направлений и станций совсем не очевидны. Следовать за людьми тоже не всегда получается, потому что людей-то в переходах и нет. Хоть утром, хоть днем, хоть вечером - зачастую приходится следовать по совершенно пустынным коридорам, как в фильме ужасов. Честное слово, иногда бывает не по себе. Видно, что тоннели старые, многие из них обшарпаны и требуют ремонта. Кое-где ремонт ведется, но тоже создает существенные трудности для пассажиров. На одной из станций находящийся на ремонте проход (единственный, ведущий к нужной станции) был замаскирован так, что пассажиры (не только я, но и многие другие) попросту проскакивали мимо него. Таблички сорваны, кругом полиэтиленовая пленка, вместо перил - обыкновенные веревки, протянутые вдоль стены. Честно слово, не придумываю! И еще необходимо учитывать, что переходы в парижском метро очень протяженные и имеют множество лестничных пролетов (переходы в Москве - просто игрушки), автоматических эскалаторов и пандусов практически нет, ведь метро очень старое. Этот момент придется учитывать, если вы добираетесь на метро с тяжелыми чемоданами.

Впрочем, есть в парижском метро и хорошее 8)
Если вы решите добраться с помощью метро до Монмартра и собора Сакре-Кёр, то на станции Abbesses вас ждет сюрприз. Это одна из наиболее глубоко пролегающих станций в Париже (ведь Сакре-Кёр находится на холме), поэтому при выходе вам нужно будет преододлеть довольно протяженную винтовую лестницу (что требует некоторой физической подготовки) либо подняться на лифте. Однако если вы не испугаетесь множества ступеней и не пожалеете времени и сил, то ваши мучения будут вознаграждены оригинальными росписями прямо на стенах вдоль ступеней. Рисунки были выполнены местными художниками на добровольной основе, ведь, как известно, издавна люди творческих профессий предпочитали обитать, черпать вдохновение и творить именно на Монмартре.

Такой осталась в моей памяти подземка французской столицы. В следующей части я расскажу о знаменитом токийском метро, так что продолжение следует 8)
Tags: Франция, приключения, путешествия
Subscribe

  • Фестиваль света

    В эти дни в московском парке "Останкино" проходит замечательное мероприятие - фестиваль творчества "Вдохновение". ...Какое…

  • Как в старой сказке

    Самое верное лекарство от обыденной серости и бытовой скучности - книги и собственная фантазия. Скрывающиеся в них миры поистине бесконечны. А бывает…

  • Водопад

    А бывает, что находишься где-то на другом краю света, но понятия не имеешь, где именно. Вот уж занесло так занесло! Как в анекдоте: "Кто я, где…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments